МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

  • Мадина Багавутдиновна Гимбатова Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук
Ключевые слова: Дагестан; мусульманское образование; мусульманская школа; домашнее обучение; духовенство; учитель; гендер

Аннотация

Статья посвящена истории развития мусульманского образования в Дагестанской области во второй половине XIX – начале ХХ. В ней рассматривается гендерный аспект системы мусульманского обра­зования, особенности его развития, построения, содержания и организации учебно-воспита­тельного процесса. Мусульманское традиционное образование подразделялось на два этапа. Начальное образование в мактабах (примечетских школах) получали все, независимо от половой принадлежности, главная цель их состояла в том, чтобы обучить арабской грамоте и чтению Корана, познакомить учащихся с научными достижениями мусульманского Востока. Помимо очного обучения в мактабах распространенной формой обучения для девочек было домашнее обучение. После этого желающие получить углу­бленные знания по классическим мусульманским наукам продолжали обучение в многочис­ленных медресе, уровень которых различался в зависимости от устоявшихся традиций и преподавательского состава.

Биография автора

Мадина Багавутдиновна Гимбатова, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел этнографии

Литература

Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. – 254 с.

Гаджиева С.Ш. Кумыки. – Махачкала: Даг.кн.изд-во, 2005. Кн.2. – 436 с.

Гаджиева Ф.Г. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Авто- реф. дисс. на соис. учен. степ. канд. ист. наук. – Махачкала, 2004. – 22 с.

Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии ассоциации арабистов. – М.-Л., 1941. С. 81–110.

История города Дербента / Сост. Е.И. Козубский. – Темир-Хан-Шура: «Русская типография В.М. Сорокина», 1906. – 468 с.

История многовековых взаимоотношений и еди¬нения народов Дагестана с Россией. К 150-летию окон¬чательного вхождения Дагестана в состав России / ред- кол.: А. И. Османов (отв. ред.) и др. – Махачкала, 2009. – 752 с.

Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. – М.: Наука, 1971. – 475 с.

Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 6. – М.-Л., 1960. – 745 с.

Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. – Махачкала: Даггиз, 1939. – 132 с.

Обзор Дагестанской области за 1899 год. – Темир-Хан-Шура, 1990. – 86 с.

Обзор Дагестанской области за 1913 г. – Темир-Хан-Шура, 1915. – 62 с.

Просвещение национальностей. 1934. № 3. С. 38–56.

Ризаханова М.Ш. Лезгины. ХIХ – начало ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. – Махачкала: Эпоха, 2005. – 313 с.

Руновский А.И. Дневник // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией Вып. 12. – Тифлис, 1904. – 1552 с.

Туземец. Грамотность в горах Дагестана // Этнографическое обозрение. 1900. № 1. С. 106–120.

Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах . Тифлис, 1870. Вып. III. Гл. IV. Ч. 1. С. 1–30.

Шихалиев Ш.Ш. Образованная мусульманка в досоветском Дагестане // Женщина и ислам. Сб.статей. под ред. А. К. Бустанова. – М., 2017. С. 48–56.

Школьное образование в Дагестане / Под ред. Г.Ш. Каймаразова. – Махачкала, 1968. – 267 с.

Опубликован
2023-01-06
Как цитировать
Гимбатова, М. Б. (2023). МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ. ACTA HISTORICA: Труды по историческим и обществоведческим наукам, 5(2), 51-56. https://doi.org/10.24412/2658-3836-2022-52023