ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ АРАБОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТОГРАФИРОВАННОЙ КНИГИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

  • Милена Нуриевна Османова Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук
Ключевые слова: литография, старопечатная книга, традиции арабографической письменности, титульный лист, унван, колофон, кожано-картонная обложка

Аннотация

В статье показано, как менялся внешний вид арабографической книги в процессе развития литографского книгопечатания в Дагестане. Титульный лист становится основным носителем информации об опубликованном произведении. Унван и колофон в литографированной книге остаются как элементы рукописи, но приобретают меньшие размеры. Унван, один из наиболее характерных элементов восточной арабографической книги, сохранил свою композиционную структуру и функциональную задачу исходной заставки, подобные ему элементы впоследствии появляются в арабографических журналах и газетах. По мере усовершенствования полиграфического оборудования происходил процесс удешевления стоимости книги, в том числе и за счет отказа от тисненого кожаного переплета с клапаном и повсеместного применения картонного аналога, который в основном оклеивался тканью разной фактуры, а также бумагой

Биография автора

Милена Нуриевна Османова, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела востоковедения

Литература

Долгодрова Т.А. Бехеровские переплеты // Восточная коллекция. №.1(12) 2003. С. 28-34

Исаев А.А. Искусство оформления рукописной и литографированной книги Дагестана // Письменные памятники Дагестана XVII-XIX вв. Махачкала: Даг. филиал АН СССР. Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1989. С. 76-92

Исмаилова Э.М. Искусство оформления Среднеазиатской рукописной книги XVIII –XIX вв. Ташкент : Узбекистан, 1986. 76 с.

Каримуллин А. Г. Возникновение российского книгопечатания арабским шрифтом // Народы Азии и Африки. 1969. № 3. С. 41-48

Османова М.Н. Дагестанские катибы //Дагестанские святыни. Т. 2. Махачкала, ИД «Эпоха», 2008. С. 253-286

Османова М.Н. Искусство оформления старопечатной книги на арабском языке в типографии М.М. Мавраева «ал-Матба‘а ал-Исламийа» // Вестник РУДН. Серия «Социология». № 5. М., 2008. С. 129 -134

Османова М.Н. «Традиции и инновации оформления старопечатной книги мусульманских регионов Российской империи (ХIХ-ХХ века)» // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки» 2018. № 4. С. 75-81

Османова М.Н. Переплет дагестанских рукописей и старопечатных книг: особенности художественного оформления // ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам. 2018. №2. С. 92-96

Фихрист ал-кутуб. Темир-Хан-Шура, 1914. С. 4 (на араб. языке)

Чабров Г.Н. У истоков Узбекской полиграфии (хивинская придворная литография 1874–1910). Книга: Исследования и материалы : сб. Ч. IV. М. : Наука, 1961. С. 317-329

Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980. 242 с.

Щеглова О.П. Иранская литографированная книга. М. : Наука, 1979. 253 с.

Опубликован
2023-01-06
Как цитировать
Османова, М. Н. (2023). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ АРАБОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТОГРАФИРОВАННОЙ КНИГИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. ACTA HISTORICA: Труды по историческим и обществоведческим наукам, 5(2), 83-91. https://doi.org/10.24412/2658-3836-2022-52028