МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НА КАВКАЗЕ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

  • Гиорги Тамазович Кравеишвили Непредпринимательский (некоммерческий) Фонд «Хейямо»
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, полифония, пандури, гармошка, грузинский

Аннотация

В докладе рассматриваются межкультурные коммуникации - следы грузинской народной музыки в музыкальном фольклоре народов Северного Кавказа. В докладе также внимание уделено песенной и инструментальной музыке. Большое внимание уделяется чеченским, ингушским и дагестанским песням и инструментам, так как в этих регионах наиболее очевидна связь с Грузией. Здесь речь идет не только о доминировании общегрузинского музыкального языка, но и о сопоставлении чеченско-дагестанско-ингушского фольклорного музыкального языка музыкальним языком  Восточной Грузии, в основном с музыкальным фольклором Картли, ибо тип мелодии, многоголосие и струнный инструмент в этих регионах одинаковы. Чеченско-дагестанско-ингушские песни музыкально идентичны тушинским песням. Без словесного текста невозможно определить, какая песня грузинская (включая катлински и тушински), а какая чеченская, дагестанская и ингушская. Отдельно коснусь грузинских песен, записанных Дмитрием Аракчиев (Аракишвили) в Кизларе и Моздоке в 1890-1900 гг. Грузины проживали в указанных районах с 1720-х гг. Удивительно, но, несмотря на два столетия, в них прекрасно сохранились все основные закономерности грузинских (преимущественно грузинских народных песен) (кадансы, тип полифонии и т. д.). К сожалению, сэмплы инструментальной музыки записаны не были.  В докладе также рассматривается музыкальная культура Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкесии. При этом их связь с грузинскими фрагментарна и проявляется в основном в наличии характерных для грузинских народных песен кадансы (без дифференциации по уголкам – кахетинский, картлинский)

Биография автора

Гиорги Тамазович Кравеишвили, Непредпринимательский (некоммерческий) Фонд «Хейямо»

доктор искусствоведения - этномузыколог, директор и соучредитель

Литература

Аракчиев Д. Грузинское народное музыкальное творчество. Москва1916: Оттиски из V т. Трудов Музыкально-Этнографической Комиссии И.О. Л. Е. А и Э. при Московском университете.

Гараканидзе Э. Грузинские музыкальные диалекты и их взаимосвязь. Тбилиси: Грузинский вестник. 2011.

Шилакадзе М. Традиционные музыкальные инструменты и грузино-северокавказские этнокультурные взаимосвязи. Тбилиси: Кавказский Дом. 2007

Jokhadze N. Following the Tracks of garmoni to Georgia. Tsurtsumia R., Jordania J. (editors).// The ninth International Symposium on Traditional Polyphony. Tbilisi: International Research Center for Traditional Polyphony of Tbilisi Vano Sarajishvili State Conservatoire. 2020. Рр. 511-517.

Опубликован
2023-01-08
Как цитировать
Кравеишвили, Г. Т. (2023). МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НА КАВКАЗЕ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР. ACTA HISTORICA: Труды по историческим и обществоведческим наукам, 5(2), 161-173. https://doi.org/10.24412/2658-3836-2022-52038