ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН РОССИИ В НЕМУСУЛЬМАНСКИХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ

  • Шамиль Микаилович Алиев Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Ключевые слова: СМИ, общество, коммуникация, демократия, журналистика, ислам, мусульманин.

Аннотация

В исследовании изучается проблема воздействия средств массовой информации на формирование общественного мнения в отношении мусульман в России. Автором выделены отдельные каналы влияния СМИ на социум и подчеркивается мысль о том, что СМИ имеют важное значение в системе социальных институтов. В результате анализа различных видов СМИ и данных социологических опросов подтверждается тезис о взаимосвязи репрезентуемой информации об исламе и мусульманах и отношении потребителей СМИ к этой религии и ее последователям. Даны краткие рекомендации по способам противодействия навязыванию населению неверной информации из СМИ. Подчеркнуто, что заинтересованность журналистов в освещении тех или иных ситуации определенным образом существенно влияет на формирование гражданской позиции к ним в обществе.

Биография автора

Шамиль Микаилович Алиев, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

аспирант, факультет журналистики, Институт госслужбы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Литература

Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

Городенко Л.М. Средства массовой информации в контексте общественного мнения: формирование, функционирование, жанровые приёмы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев: 2003.

Майкова В.П. СМИ в системе политических институтов современности // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2013. № 5. С. 90-94.

Общество и политика: современные исследования / под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. 515 с.

Погорелая Л.П. Негосударственные средства массовой информации как институт гражданского общества (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 2015. 20 с.

Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. 381 с.

Судас Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6. С. 21-29.

Ильченко Д.А., Майкова В.П. Влияние СМИ и Интернета на формирование общественного сознания в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 4. С. 17-25. DOI: 10.18384/2310-7227-2018-4-17-25

Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / под ред. А.А. Стриженко. Барнаул: АлГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. 470 с.

Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 320 с.

Синютина Е.В. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Инновационная наука. 2021. №3. С. 92-94.

Салемгареева Л. С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. 2013. № 2. С. 15-18.

Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 170 с.

Малахов В., Летняков Д. Ислам в восприятии российским обществом: сравнительно-политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 248–271. DOI: http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271

Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана? М.: Мрежа, 2004. 168 с.

Шайхитдинов Т.В. Тема религии в контексте нормативных теорий прессы // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Вып. № 4. Стр.25-32.

Закирова Я.И. Особенности формирования общественного мнения современными СМИ //Медиатолерантность – 2020. Материалы II Региональной (Поволжской) научно-практической конференции. Казань 24 октября 2020.Под ред. А.Н. Гильманова, отв. ред. Р.Л. Зайнис. Казань, ЦЧУ ВО РИИ, 2020. С. 184-189.

Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам в современной России. М.: ФАИР-ПРЕСС,2004. С. 169–170.

Круглый стол «Ислам и средства массовой информации» // Ислам в медийном пространстве. Сб. материалов / Под ред. И.Б. Кузнецовой-Моренко, Л.Н. Салахатдиновой. Казань: Казанский гос. ун-т, 2004. C. 9-12

Опубликован
2023-07-14
Как цитировать
Алиев, Ш. М. (2023). ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН РОССИИ В НЕМУСУЛЬМАНСКИХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ. ACTA HISTORICA: Труды по историческим и обществоведческим наукам, 6(1), 42-49. https://doi.org/10.24412/2658-3836-2023-61007
Раздел
Общество в фокусе науки